Иван Купала - праздник очень древний. Памятники древнерусской письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни его уходят еще глубже, в первобытные для славян времена. У наших древних предков существовало божество Купала. Праздник Купалы приходится на день летнего солнцеворота. Он соединяет людей с божественным миром природы. Особенно его любит праздновать молодежь, принимая участие в обрядовых действах, которые начинаются вечером и заканчиваются встречей Солнца-Купалы. Купала (Семиярило) — Бог наивысшей яри солнца — летнего солнцеворота, вершина и объединение противоположностей. Наивысшее проявление любви, опекун и защитник брачных пар, он связан с водой и огнем. В преддверии Купалы проводятся все наисвятейшие обряды и действа, которые нуждаются в опеке Высших Сил для их осуществления. В Купальскую ночь, когда все изобилует зеленью, Бог Купала благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодые и юные скрепляет любовью. Пара, которая берется за руки и перепрыгивает через священный купальский огонь, считается помолвленной. В этот день Земля-Мать имеет наибольшую волшебную силу, которую отдает всем, а огонь и вода — большую животворную всеобъемлющую целебность. На Купалу открываются Небесные врата и все молитвы легко и свободно летят в Вырий к Богам. Главные персонажи праздника — Купала и Марена, олицетворящие мужское (солнечное) и женское (водное) божества. Эти два действующих лица избираются, соответственно, парнями и девушками или изготовляются как чучела. Сочетание мужской и женской стихий порождает жизнь, которую на празднике символизирует ветка ивы — Купайлица. Праздник начинается вечером, накануне Купалы. Основой праздника, вокруг которого происходят действия, является купальский огонь, который символизирует солнце-зародыш в материнской утробе. Он должен гореть целую ночь — от заката Солнца-Ярила в лоно Матери Земли до восхода Купалы. Перед разжиганием огня четверо парней с факелами становятся квадратом вокруг хвороста, который обозначает четыре солнца (четыре времени года). Потом все сходятся к хворосту и зажигают огонь. Вечером девушки гадают на суженого — бросают в воду свои венки, а парни должны их достать. Венок — это символ счастья и бракосочетания. Чей венок парень достанет, та девушка, если он ей нравится, должна его поцеловать и заручиться, прыгнув через купальский огонь (как правило, выбор заранее согласовывают). Парни спускают с горы огненное колесо-солнце (символ летнего солнцеворота) или же раскручивают его на столбе под общее оживление и радость. Когда забавы стихают, люди от костра зажигают свечи на подготовленных заранее корзинах-веночках и идут к реке, чтобы пустить их за водой и почтить предков. После этого все приобщаются к праздничному ужину, отдавая почёт предкам и молясь за рождение летнего Солнца-Купалы. Желающие идут в лес искать цветок папоротника, как правило, парами. Кто-то пытается найти с его помощью сокровища, а кто-то находит свое счастье — любовь. Купальская ночь духовно соединяет человека с природой, возвышает быт, освящает чувства молодых сердец. Ещё на рассвете люди идут умыться к роднику и набрать целебной воды в колодцах, освященных священником. После действ возле колодца все поднимаются на холм, чтобы встретить солнце. Костер уже больше не поддерживают — он сам постепенно гаснет. На холме провозглашаются молитвы солнцу, благодарности Дажбогу за жизнь и молитвы о добром урожае. В Купальскую ночь полевые и лесные травы набирают исключительных волшебных свойств, большой лечебной силы. В основном сбором зелья занимаются старшие люди (потому что у них есть наибольшая потребность в помощи лекарственных растений). Собирать траву выходят рано утром. В это время загадываются самые сокровенные желания, и они так или иначе исполняются. Старые люди говорят, что ранним утром на Ивана Купала можно исцелиться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. После этого можно собирать целебные травы. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — 23-24 июня. Праздник Ивана Купала был присущ многим славянским народам. От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купала.
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
Источник: http://Subscribe.Ru. и www.devichnik.ru |