Очень часто на магических форумах и в письмах, адресованных опытным магам, встречаются такие вопросы: "Как определить, есть ли у меня Дар?" или "Как определить, есть ли у меня способности?" Задают его не для того, чтобы определить - есть способности или нет. А для того, чтобы выяснить: можно в магию лезть или нельзя.
Этот вопрос подразумевает, что именно наличие Дара определяет, можно существу учиться магии или нет, но на самом деле одаренность сама по себе не определяет, готова ли личность к обучению, будет ли она учиться, нужно ли ей это. Само по себе наличие Дара не является пропуском в магию.
Что мы понимаем под Даром? Свой Дар есть у каждого, причем он у каждого уникален. В "своем деле" раскрывается наш Дар. Вряд ли кто-то будет спорить, что родить и вырастить ребенка, научить его быть счастливым ничуть не менее важно, чем, например, гнуть ложки взглядом. Если человек делает что-то первоклассно, если он мастер своего дела, то в этом деле проявляется его, мастера, уникальная магия. Понимаете, когда выступает первоклассный фигурист, то это - магия ничуть не меньшая, чем способность заказать себе сон.
Например, у одного даром может быть структурирование чего-либо. Ему это легко дается. Другой умеет хорошо слушать других. Третий умеет объяснять. И то, и другое, и третье может быть магией.
В одной из книг Пратчетта описывалась хорошая история, как соревновались две ведьмы: пожилая знающая и молодая выскочка. Только первая полагала, что магия - это знание жизни, а вторая - что это перстни, кристаллы и карты Таро. Они соревновались в непрерывном глядении на солнце, а вокруг них был защитный круг. И молодая выигрывала. Но когда из толпы наблюдателей выбежал вдруг ребенок и, наткнувшись на защиту, получил достаточно болезненный удар, пожилая встала, взяла ребенка и отнесла родственникам, а молодая ни на секунду не отрывалась от солнца. И хотя именно она, по правилам, должна была победить, потому что ее "магическая сила" оказалась круче, совет признал победительницей ту, которая помогла ребенку. Хотя это не было чем-то "магичным".
Не в магической силе дело.
Так какой Дар является пропуском в магию?
Хорошо, предположим, вы не фигурист, не художник, не крутой бизнесмен. Вы вообще убеждены, что талантов у вас ноль (хотя, честно говоря, такого не бывает в природе). Предположим, что и магического Дара, что бы под ним ни подразумевалось, у вас нет. Но как кто-то сказал на одном из форумов, "я предпочту слушать хорошую игру бесталанного, но способного скрипача, который долго и старательно учился, чем скрип и пиликанье потенциально одаренного".
Поэтому давайте попробуем подойти к вопросу с другой стороны: способности - что это такое? Это когда что-то получается. Именно получается, благодаря наработкам в каких-то прошлых жизнях. Где-то получается вызвать автобус. Заказать себе сон. Что-то предвидеть... Но, в общем-то, в той или иной мере это случается очень со многими. Способности в той или иной степени есть у всех. То, что с кем-то происходит больше "загадочных" вещей, чем с другими, вовсе не означает, что он более готов учиться, чем другие. Это вообще не является ни плюсом, ни минусом.
Так какие способности пытается обнаружить в себе человек, задавший вопрос о наличии у него способностей? Такие, которые облегчат путь. Такие, которые дадут ему какую-то базу. Он предполагает, что ему так будет легче, и что именно на возможность легко его обучить будут ориентироваться потенциальные учителя.
Но все способности когда-то приобретались. Просто наличие каких-то наработок может в чем-то облегчить учебу. Но кто сказал, что учеба должна быть легкой?
Помимо этого можно быть сколь угодно одаренным, способным и пр., и так ничему и не научиться. Например, из-за лени. Или зависти. Или... причин может быть сколько угодно, но все они лежат, как ни странно, не в области наличия способностей или Дара, а в области личных качеств и готовности работать с ними.
Поразмыслив обо всем этом, я подумала, что теперь, пожалуй, знаю ответ на вопрос "Как определить, есть ли у меня способности?" По крайней мере, это то, что я вывела для себя.
Представьте, что у вас их нет. Даже если что-то получается. Представьте, что вам ни в этой, ни в следующей жизни не светит быть "уважаемым магом". Что вам придется учить все с нуля, что все будет получаться с трудом - как всегда, когда что-то начинаешь. Представьте, что на любую, даже, казалось бы, простую вещь будет уходить много времени. И при этом рядом с вами наверняка будет кто-то, у кого все то же самое будет получаться легко и быстро. Вы по-прежнему считаете, что вам сюда? Если при этом вы не убегаете в магию от жизненных проблем, не пытаетесь таким образом самоутвердиться, первой своей задачей видите работу над собой и спокойно относитесь к необходимости начинать с нуля, - вы научитесь тому, чему желаете научиться. Не в способностях дело, а в готовности работать и в мотивах. Если вышеперечисленное есть, навыки и умения приложатся, вы их сможете взрастить в себе. Но они - не первичны! Поэтому первый вопрос, который надо себе задать, это не "Есть ли у меня способности?", а "Что меня в этом привлекает?" и "Готов ли я долго и нудно учиться, чтобы что-то уметь?" А вопрос "Есть ли у меня способности?" отпадет.
Зау Таргиски |