Я могу простить, но не в состоянии забыть, - эта фраза, по существу, равносильна заявлению: «Я не прощу». С прощением следует поступать так же, как с погашенной денежной купюрой: разорвать или сжечь, чтобы никогда вновь не видеть в обращении.
Прощение - не оружие. Существует множество заблуждений, связанных с актом прощения. Подлинное прощение редко имеет место. Например, во многих литературных произведениях часто говорится, что прощать — значит быть «добродетельными», но редко говорится, что, прощая, мы сами можем стать счастливее. Существует тенденция рассматривать прощение в качестве средства, которое обеспечивает нам более выгодную позицию или позволяет одержать верх над противником. Подобная мысль проскальзывает во многих весьма серьезных советах. Например: «Не старайтесь сводить счеты, простите своим врагам, и вы одержите над ними верх». «Нет более ставной победы над вашим обидчиком, чем доброта в ответ на обиду», — поучал известный религиозный деятель. В подобных фразах содержится закамуфлированная идея, что прощение может служить эффективным оружием мщения. Часто это и соответствует действительности. Но мстительное прощение не имеет ничего общего с прощением исцеляющим, которое «вырезает», устраняет бесследно ошибки и обиды, то есть с прощением, которое подобно пластической хирургии.
Исцеляющее прощение — вещь сама по себе не такая уж трудная. Нужна лишь готовность отказаться от всякого осуждения, нужно желание погасить задолженность без всяких условий и оговорок. Но порой нам трудно решиться на прощение, потому что хочется бичевать, пригвождать к позорному столбу, порицать обидчика. Нам подчас доставляет какое-то странное, неестественное удовольствие растравлять и лелеять собственные раны. Нам кажется, что, пока мы в состоянии клеймить других, мы можем чувствовать свое превосходство над ними. Нельзя оспаривать и то, что зачастую мы даже испытываем известное удовлетворение, когда у нас есть повод пожалеть самих себя.
Исцеляющим прощением мы «погашаем» ошибку, проступок какого-то человека, но не потому, что решили проявить великодушие и благородство, сделать одолжение или оказать любезность — не потому, что мы в нравственном отношении стоим на более высокой ступени или заставили провинившегося заплатить за содеянное дорогую цену, а потому, что хорошо понимаем сугубую никчемность самой обиды. Истинное прощение возможно лишь тогда, когда мы способны осознать и эмоционально воспринять тот факт, что не было и нет ничего такого, что требовало бы нашего прощения. И превыше всего — мы не должны осуждать или ненавидеть.
Мы сами допускаем серьезную ошибку, когда ненавидим человека за его промахи, когда осуждаем его или причисляем к определенной категории людей, путая личность человека с его поведением, или когда мысленно назначаем «цену», которую ему следует заплатить, чтобы заслужить наше уважение и милостивое одобрение. Прощать забывая
Частичное прощение приносит столько же пользы, сколько наполовину оконченная хирургическая операция. Свое прощение вы должны забыть вместе с тем поступком, который вы простили. Прощение, которое помнят, о котором постоянно думают, лишь вновь бередит, растравляет раны, которые вы пытаетесь залечить. Если вы чересчур гордитесь своим великодушием, слишком часто вспоминаете о нем, вы непременно начнете думать, что объект вашего благородства вам что-то за это должен. Получается так, словно вы прощаете провинившемуся какой-то долг и тут же вновь делаете его своим должником.
Почти каждый зол на родителей за какой-то поступок, в отношении с вами в далеком детстве. Многие люди в свои 50 все еще находятся в состоянии дискомфорта из-за того, что не простили своих родителей. Во многих случаях ваши родители даже не осознают того, что именно они сделали, вызвав вашу обиду и боль. Обычно они вообще не помнят об этом. Только когда вы полностью простите своих родителей, вы станете полноценным взрослым человеком. До этого момента вы все еще дети. Вы все еще эмоционально зависите от них. Только когда вы перестаете принимать близко к сердцу нерадостные взаимоотношения своего детства, вы можете получить зрелые взаимоотношения с вашими матерью и отцом. Есть три способа простить своих родителей. Первый наиболее важен, и он состоит в том, чтобы простить их в вашем сердце. Каждый раз когда вы думаете о чем-то обидном, заменяйте эту мысль другой: «я прощаю его (ее) за все» Второй способ простить ваших родителей — это просто признаться им в том, что вы злитесь на них. Прощая их, вы освобождаете их и освобождаете себя. Третий путь — напишите им подробное письмо, прощая их за каждую ошибку, которую они когда-либо сделали. В результате этих трех методов вы ощутите невероятное чувство свободы и радости, какое сейчас не можете даже представить.
Когда нас кто-то обижает, то логично изменить свое поведение по отношению к другому, высказать или показать обиду. Это нужно делать хотя бы потому, чтобы показать, что вы обиделись, и не намерены терпеть обиду снова — часто люди не видят, что чем-то цепляют нас. Когда же мы ничем не показываем обиду, то лучше забыть ее, а не накапливать тяжелым грузом. Прощать все и всегда — крайность, которая не приводит к хорошему. Но в некоторых случаях, когда мы чувствуем истинное раскаяние обидчика, понимаем, что погорячился не только он, но и мы — и готовы простить, но не можем, не понимая, что простить — это забыть и отпустить. Вам не нужно любить обидчика, вы должны только просить его! Прощение есть превосходное действие: оно не имеет никакого отношения к другому человеку, оно имеет отношение только к вашему собственному покою в душе. Прощение есть проявление великодушия, от которого мы извлекаем большую личную пользу. Так, что прощение — эгоистический акт? Как это ни противоречиво, но прощение — естественный эгоистический акт. Мы ущемляем что-то внутри, что желает не давать прощение, ради большей свободы.
Вы причиняете страдания себе и другим, не только тогда, когда обижаете кого-то, но и когда обижаетесь сами. Прощение — это уверенность в том, что даже когда мы испытываем боль, нам не обязательно страдать. Конфуций: обида — ничто, если ты ее не помнишь. Если мы сможем сделать так, чтобы прошлое оставалось в прошлом, то у нас не будет потребности постоянно возвращаться к нему мыслями. Да, обида причиняет боль. Она вызывает досаду, гнев и возмущение. Но постоянно вспоминать о том, что произошло два дня, неделю, месяц — это не исцеление, это самоистязание. К тому же люди и их мнение о нас имеют тенденцию меняться. Иногда обиды утрачивают актуальность. Неумение прощать не дает мыслям принять новое направление. Прощение — это процесс отказа от ложного ради истинного, вычеркивание ошибки из своих мыслей. Если мы искренне попытаемся понять, почему другой стал именно таким, то нам не будет так легко обижаться на отношение к нам. Когда нам понятны движущие силы, стоящие за обидой, нам легче прощать. Все понять — есть все простить. Но простить — не значит найти извинение. Если мы зациклены на прошлых обидах и несправедливостях, это сужает нашу жизнь, притупляет наше мышление по отношению к обидчикам. Если мы хотим быть полностью функционирующей личностью, свободной и непосредственной, нам надо отбросить прошлую боль и заново подтвердить свою преданность жизни. Кроме того, вы можете рассчитывать на прощение, если сами умеете прощать. Когда вы прощаете себе и другим, вы становитесь лучше, возвышаете себя, перестаете делать плохое. Продолжающееся негодование — страшная цена, которую приходится платить за что-то, с чем нельзя ничего поделать.
Необходимо также уметь прощать себя. Вы должны простить себя за каждую глупую или жестокую вещь, которую вы когда-либо сделали. Каяться и горевать над прошлыми ошибками бесполезно: это — признак слабого характера. К мудрости приходят путем ошибок.
Прощение есть ключ к королевству духовного и ментального развития. Когда вы действуете, будучи всепрощающим человеком, то вырабатываете в себе черты величия, подобно тем великим людям, которые когда-либо ступали по Земле. Акт прощения открывает процесс вымывания накопленного наследства вины, злости и негодования.